Городской проект
«Профессиональное будущее»
Авторский коллектив Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Междуреченск, Кемеровская область:
Актуальность и значимость проекта
В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определена миссия образования – реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. В соответствии с этим провозглашена задача - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации.
Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование готовности и способности учащихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
Предметные результаты освоения программы основного общего образования включают профориентационные показатели:
- формирование активной позиции школьника при решении задач в области социальных отношений;
- формирование представлений подростков о мире профессий, рынке труда.
Метапредметные результаты освоения программы включают умение школьников самостоятельно планировать пути достижения целей, в т.ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и др.
Достижение этих личностных результатов Стандартом предусмотрены социальное и учебно-исследовательское проектирование и профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями дополнительного образования, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы. Эта деятельность определяет профориентационные задачи:
> формирование у учащихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
> овладение способами и приѐмами поиска информации о профессиональной деятельности, профессиональном образовании, рынке труда, вакансиях, службе занятости населения;
> развитие у обучающихся представлений о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
> приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям детей;
> создание условий для профориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество образовательного учреждения с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; через совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
> информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного рынка труда;
> использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии и др.
Исходя из вышесказанного, основной целью профориентационной работы с учащимися должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения школьников с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой.
Стоит отметить, что и сам рынок труда предъявляет жесткие требования к молодежи, претендующей на вакантные рабочие места: высокий образовательный ценз, наличие опыта работы по специальности, узкая специализация, дополнительные навыки, совмещение профессий и т.д. В этой ситуации выпускникам очень сложно ориентироваться в мире профессий. Препятствует отсутствие знаний и навыков поиска работы, общения с работодателями, недостаточная информированность о состоянии рынка труда и спросе на конкретные специальности. Кроме того, положение выпускников на рынке труда зависит от конкурентоспособности полученной ими профессии.
В сентябре 2013 года МКУ УО МГО утвержден муниципальный проект «Профессиональное будущее».
Целью проекта является предоставление возможности для профессионального самоопределения и социализации учащихся и выпускников образовательных учреждений.
Решая задачи проекта на консолидированной основе общеобразовательных учреждений с предприятиями экономической и социальной сферы, службой занятости, создана единая городская система по профориентации, апробации и внедрению новых подходов к содержанию и формам организации непрерывной профориентационной работы с обучающимися в муниципальной системе образования.
Участниками проекта стали городские экспериментальные площадки:
Проект "Профессиональное будущее" (Видео)