Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного действия, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по профориентации «Кем быть?», «Мир профессий» решают данные задачи.
Участники мероприятий программ приобретают знания об окружающем мире, профессиональной деятельности взрослых и могут отразить их в изобразительном творчестве и игровой деятельности.
В ходе реализации программ учащимся предоставляется возможность открыть для себя различные учреждения города: побывать в городском краеведческом музее, детской художественной школе, городской детской библиотеке, выставочном зале, в отделе МВД России по городу Междуреченску, пожарно-спасательной части и других общественных местах. Учащиеся приобщаются к профессиональной жизни родного города, погружаясь в мир профессий.
Основной формой работы является экскурсия, которая осуществляется в течение всего учебного года. Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий активного участия сторон, организующих данный процесс. Поэтому организуя экскурсию, мы следуем уровню развития детей, их физическим возможностям, психоэмоциональному состоянию. Для организаций, принимающих детей, проводится предварительная работа, разъясняются возможности детей, необходимая информация, раздаточный и демонстрационные материалы. Также обсуждается время посещения и условия пребывания детей в учреждениях. С детьми проводится предварительная работа либо нами, либо воспитателями детского сада, которые в свою очередь с огромным желанием идут на встречу, помогая и сопровождая детей вместе со специалистами ЦДТ.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Савицкая О.Н., педагог дополнительного образования.