Limon Tour World Guide Tranzito
You are here: Главная Новости городские мероприятия УЗНАТЬ СВОЕ МЕСТО – ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЗНАЧИТ СДЕЛАТЬСЯ СОБОЙ

Версия для слабовидящих

УЗНАТЬ СВОЕ МЕСТО – ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЗНАЧИТ СДЕЛАТЬСЯ СОБОЙ

20 ноября в Центре детского творчества состоялся педагогический всеобуч для родителей «Социальное партнерство как условие решения проблем воспитания» по теме «Профессиональное самоопределение», целью которого является содействие формированию у родителей отчетливых представлений о роли социального партнерства в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей и подростков.

Педагоги Центра определили главные задачи родительского урока: ознакомить родителей с результатами анкетирования подростков «Профессиональное самоопределение», которое проводилось на сайте ЦДТ «Краски детства», выявить позиции родителей по данному вопросу и познакомить  родителей с новыми видами профессий. Каждому гражданину нашей страны представлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работника, и способности выявить свои интересы и склонности. 

 

Почему проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни человека? Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства. Велик  и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем. А это значит, что каждому  человеку надо постигнуть премудрости своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы, чтобы научиться выгодно предлагать свою кандидатуру работодателю.

В нашем обществе профессий очень много, более 50 тысяч. Поэтому выбирать трудно. И той силой, с помощью которой можно одолеть эту трудность, является осведомленность, информированность человека.

Полезная информация о мире профессий, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования – вот что нужно каждому человеку при обдумывании своего профессионального пути.  Обдумать – это, значит, поставить себе много вопросов и попытаться найти на них ответы. Именно в этом помогают встречи обучающихся, их родителей, педагогов и  психологов.

Мы решили выяснить, какое профессиональное самоопределение выбрали учащиеся, для этого провели анкетирование среди учащихся 10-11 классов. В анкетировании приняли участие 361 человек. Оказывается, 243 (67%) из них собираются пойти учиться в вузы, но определились с будущей профессией только 228 (63%) человек. 133 (37%) подростка ещё не определились с выбором профессий, а 28 – даже не знают, чем будут заниматься в жизни – это 8%.

Тест помог выявить и лидеров в профессиональной деятельности у подростков. Так, на первое место по популярности у нынешних школьников вышли сферы «промышленность», «финансы и кредит». В тройке лидеров – «здравоохранение», «система массовых коммуникаций», «искусство и культура», что очень не характерно для прошлых лет. «Наука и образование» занимает 4 место. Интересно, потеряли свои лидерские позиции такие сферы, как «строительство», «обслуживание населения», «органы госуправления и правопорядка».

Главными показателями, по которым старшеклассники выбирают будущую профессию, являются её перспективность (168 человек) и интерес к профессии (109 человек); «нужность» обществу выделили 50 человек, удобство и простоту – 34 человека.

На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень зарплаты и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой.

Родителям было предложено заполнить анкету «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» и тут же, в зале, определи результаты, чтобы выяснить, насколько сами родители способны помочь в этом вопросе собственным детям.

Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. В ходе мероприятия родители определили самые модные профессии, самые забытые, самые отважные и профессии, которые всегда нужны. В топ вошли: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог, врач, учитель, дворник, строитель, водитель, парикмахер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь, пожарный, шахтер.

Далее родители смогли проверить себя на знание новых современных профессий, сыграв в игру «Угадай новую профессию». Как оказалось, это вовсе не легко. Совсем не многие смогли определить, что, например, логистик – это человек, который организует транспортировку продукции, а маркетолог изучает рынки сбыта товаров. Не возникло проблем с профессиями, находящимися сейчас на пике востребованности: веб-мастером и PR- агентом. А вот кто такой фандрайзер (ищет деньги и другие возможности для организаций) не смог определить ни один человек, тогда как спрос на эту профессию постоянно высок. От специалиста требуется умение общаться, уверенность в себе, аналитические способности, интуиция.

Поскольку у подростков остро стоит вопрос «Кем быть?», мы, взрослые, обязаны им помочь. На базе ЦДТ второй год реализуется проект «Профессиональное будущее». Создавая проект, мы опирались на «Федеральный Закон об образовании РФ», в котором определена функция дополнительного образования – обеспечивать адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию.

Основной формой проведения проекта выбраны профориентированные экскурсии с профессиональными пробами и открытые диалоги с профессионалами своего дела, сотрудничество с сузами и вузами Кемеровской области, мастер-классы, встречи с успешными представителями профессий, выставки.

В рамках проекта «Профессиональное будущее» организована работа сразу по нескольким направлениям.

Для начального звена на осенних каникулах прошла городская профориентационная игра «Город мастеров», в которой дети знакомятся с профессиями на эмоциональном уровне, становясь самостоятельными участниками процесса. Путешествуя по городу мастеров, дети становятся продавцами, инструкторами детского туризма, автослесарями, мультипликаторами, получают понятие стартового капитала, первой трудовой книжки, научаются отличать подлинные купюры от фальшивых, самостоятельно зарабатывают деньги, для того чтобы потратить их на получение знаний о профессиях.

Организация предпрофильной подготовки учащихся 5-7 классов проходит по программе «Профессии моего города». Программа предоставляет возможность учащимся познакомиться с миром профессий, востребованным в городе Междуреченске. Экскурсии по программе осуществляется на базе социальных партнеров. В 2013-2014 учебном году проведено 38 профориентированных экскурсий. 700 обучающихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений посетили предприятия и учреждения города.

Работа со старшеклассниками строится по программе «Мои открытия». Во время обучения обучающиеся знакомятся с выбранной профессией и профессиональной сферой деятельности: узнают особенности профессии, рабочее место и условия труда, важные качества, которыми должен обладать специалист в выбранной категории, об условиях поступления в вузы и сузы, о специальностях и профилирующих предметах, о сроках обучения и квалификации. В программе запланированы профориентационные экскурсии, профессиональные пробы и практики, проектная деятельность и встречи со специалистами.

Работа по программе ведется в сотрудничестве с социальными партнерами, что значительно улучшает процесс обучения: увеличивается техническая база, проводятся встречи с педагогами вузов, которые дают более полное представление о профиле обучения, а встречи со специалистами помогают обучающимся понять специфику профессиональной деятельности. Такое взаимодействие оказывает положительное влияние на мотивацию обучающихся к профессиональному самоопределению. 

Необходимым условием для правильной профориентации обучающихся является психолого-педагогическое сопровождение. В программе запланированы  занятия с психологами из Центра психолого-медико-социального сопровождения и Центра детского творчества.

Участниками проекта «Профессиональное будущее» в 2013-2014 году стали 1107 обучающихся среднего и старшего звена образовательных учреждений Междуреченска, а партнеры Центра детского творчества – 15 организаций, предприятий и учреждений города, предоставили свой ресурс для организации предпрофильного обучения. 

Однажды, на вопрос «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье – это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой», а известный советский  педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то  счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком. Мы  хотим, чтобы наши дети сделали правильный выбор профессии, которая станет их судьбой, а мы им вместе поможем в этом.

Сисина Г.А., зам. директора МБОУ ДОД ЦДТ по УВР, Гильмутдинова Е.Н., педагог-психолог, Гатилова У.А., методист.

© 2024 Краски детства. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.
Яндекс.Метрика