Музыкальные конкурсы начинают свою историю в 5 веке до н.э. в Афинах. Греческая традиция была продолжена в Древнем Риме. С тех давних времен повелось победителей соревнований называть лауреатами. В средние века вошли в практику состязания трубадуров, менестрелей, труверов, миннезингеров – поэтов-певцов европейских стран. А вот музыкальные конкурсы в современной форме зародились в 19 веке. И впервые такой конкурс был проведён в 1803 году во Франции на соискание Римской премии. В России первый международный конкурс был организован в 1890 году в Петербурге А. Г. Рубинштейном на собственные средства, и проводился он с интервалом в 5 лет в разных европейских столицах.
Широкое распространение музыкальные конкурсы получили в 20 веке, став основной формой выявления молодых талантов. В 1957 году была основана всемирная федерация международных музыкальных конкурсов, её правление находится в Женеве (Швейцарии). Сегодня членами федерации являются 120 ведущих музыкальных конкурсов мира. С 1959 года правление издает ежегодный конкурсный бюллетень. Для каждого из них вырабатывается программа испытаний по турам, определяются количество и размер премий, возрастные рамки и многое другое. Как правило, мастерство участников оценивает интернациональное по составу жюри. Во время конкурсов проводятся встречи с членами жюри, крупными педагогами, имеющими богатый опыт работы, проводятся мастер-классы, на которых представлены традиции разных исполнительских школ, происходит обучение этим традициям.
Существует несколько уровней проведения конкурса: внутренний, городской, региональный, областной, российский, международный. Система таких внутренних и международных конкурсов – огромная мега-система музыкального образования. Само присутствие на выступлениях других участников является для педагогов и учеников школой, ориентирующей на определенное качество вокального исполнения.
Детские конкурсы-фестивали осуществляют комплексную программу, в которую заложен широкий спектр музыкально-образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических задач. Главная направленность такой программы – развитие творческой личности учащихся. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей, которые в русле конкурса-фестиваля естественно вовлекаются в дело художественного воспитания ребенка.
Участие в конкурсе требует особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и педагогов. Поэтому главными составляющими успеха являются желание и умение ученика терпеливо трудиться на всех этапах подготовительного пути, не бояться «черновой» работы, тщательно оттачивая все детали музыкального материала. Важными же конкурсными качествами являются артистизм, «сценичность», исполнительская воля, способность в нужное время сконцентрироваться, чтобы собрать все детали в единое целое и «по максимуму выдать» достигнутые в период подготовки результаты.
«Волшебный микрофон» – внутренний конкурс Центра детского творчества – стартовая площадка в большой мир исполнительского искусства. Некоторые участники нашего конкурса уже сегодня готовы к покорению конкурсного олимпа.
Конкурс – это праздник творчества. Пожелаем всем участникам конкурсного движения творческих достижений и успехов.
Медведева Е.В., педагог дополнительного образования.