«Система дополнительного образования один из факторов развития, в том числе инновационного, не только всей системы образования, но и всей нашей страны», – отметил на закрытии Конференции Министр образования и науки Российской Федерации. Дмитрий Ливанов высказался о необходимости серьезной модернизации дополнительного образования, которая позволит сделать его привлекательным и полезным для детей.
На форуме в очередной раз были подняты вопросы, затрагивающие развитие сферы дополнительного образования детей, ее будущее: новое содержание и модернизация; перспективы межведомственного и сетевого взаимодействия, государственно-частного партнёрства; подготовка кадров, повышение квалификации и развитие профессиональной компетентности педагога в современных условиях; формирование новых организационно-правовых финансово-экономических механизмов.
Специалисты сферы дополнительного образования детей из различных регионов России познакомились с опытом работы по организации дополнительного образования Департаментом образования г. Москвы, побывали в образовательных организациях дополнительного образования детей, где в 5 рабочих секциях смогли обсудить наиболее значимые проблемы отрасли и наметить перспективы развития. По итогам конференции была принята резолюция, в которой обозначены основные векторы совершенствования системы. Более 50-ти работников были награждены ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Всероссийской конференции работников дополнительного образования детей
3 – 4 декабря 2013 года в городе Москве по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации состоялась Всероссийская конференция работников дополнительного образования детей, посвящённая 95-летию создания государственной системы дополнительного образования детей в России (далее – Конференция). Конференция стала открытой площадкой для эффективного диалога и взаимодействия государства, общественности и профессионального сообщества в вопросах сохранения и модернизации системы дополнительного образования детей России.
В Конференции приняли участие представители Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, других федеральных органов государственной исполнительной власти, Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, научной и педагогической общественности; руководители органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования субъектов Российской Федерации, председатели региональных организаций Профсоюза, руководители и педагоги учреждений дополнительного образования детей, специалисты методических служб, представители родительской общественности.
В рамках пленарного заседания Конференции был заслушан ряд докладов по наиболее значимым проблемам развития дополнительного образования детей. В ходе работы Конференции участники посетили организации дополнительного образования детей города Москвы, а также приняли участие в работе секций: «Модернизация сферы дополнительного образования детей: традиции и инновации»; «Перспективы межведомственного и сетевого взаимодействия общего, дополнительного, профессионального образования и государственно-частного партнёрства в Российской Федерации»; «Подготовка кадров и развитие профессиональной компетентности педагога в условиях применения профессиональных стандартов и эффективного контракта»; «Дополнительное образование детей: новое содержание, новые возможности»; «Формирование организационно-правовых, финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей».
Заслушав и обсудив доклады и выступления на Конференции, признавая, что система дополнительного образования детей является важнейшей составляющей современного образования Российской Федерации, обеспечивающей условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, жизненного и профессионального самоопределения, формирования ключевых компетенций, развития разносторонних способностей разных категорий детей, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
отмечая возможности интеграции, межведомственного и сетевого взаимодействия различных типов учреждений и организаций, государственно-частного партнерства в повышении привлекательности и результативности, качества и доступности дополнительного образования детей в соответствии с потребностями личности, запросами рынка труда, общества, государства, требованиями ФГОС общего образования;
подчеркивая особую важность развития кадрового ресурса системы дополнительного образования детей в связи с предусмотренным внедрением профессиональных стандартов и эффективного контракта, необходимостью привлечения молодых специалистов;
принимая во внимание, что потенциальные возможности дополнительного образования детей не были в должной мере оценены и задействованы при планировании реформ в российском образовании, а затянувшийся процесс определения подходов к формированию социального заказа на услуги дополнительного образования детей в условиях отсутствия законодательных гарантий доступности и бесплатности этого вида образования способствовал сдерживанию инновационного развития системы, обновления содержания дополнительных образовательных программ и технологий, создания новых организационно-правовых и финансово-экономических механизмов управления организациями,
участники Конференции считают целесообразным рекомендовать:
Министерству образования и науки Российской Федерации:
- провести в 2014 году Всероссийский съезд работников дополнительного образования детей совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ;
- разработать Концепцию развития дополнительного образования детей совместно с Минкультуры России, Минспорта России, Минтрудом России и на основе этой Концепции - комплекс мер по поддержке развития региональных систем дополнительного образования детей в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2011 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и от 21.06.2011 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- подготовить предложения совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации по комплексному решению проблемы повышения уровня государственных гарантий по оплате труда педагогических работников дополнительного образования детей, включая утверждение Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам работников, увеличение постоянной (гарантированной) части их заработной платы в целях повышения мотивации закрепления высококвалифицированных специалистов и привлечения молодых кадров к работе в учреждениях дополнительного образования детей, повышения качества и эффективности оказания образовательных услуг населению;
- совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации определить и осуществить меры по разработке методических рекомендаций и апробации профессиональных стандартов в сфере дополнительного образования детей;
- разработать меры по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для дополнительного образования детей в рамках новых ФГОС ВПО и программ дополнительного профессионального образования;
- предусмотреть при формировании совместного (с Минкультуры России и Минспорта России) плана работы по разработке Концепции развития дополнительного образования детей проведение необходимых исследований по вопросам установления требований к результатам обучения по дополнительным образовательным программам, оценки эффективности реализации указанных программ, требований к уровню подготовки педагогических работников в сферах дополнительного образования, спорта, культуры;
- принять меры по осуществлению методического обеспечения:
• формирования отраслевого (базового) перечня государственных (муниципальных) услуг дополнительного образования детей;
• определения подходов к расчету стоимости предоставляемых услуг дополнительного образования детей по различным образовательным программам;
• определения нормативной потребности в бюджетных средствах для выполнения государственного (муниципального) задания по охвату детей услугами дополнительного образования;
- разработать требования к экспертизе дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в целях повышения качества дополнительного образования детей;
- подготовить и внести предложения в Роспотребнадзор по совершенствованию СанПин норм с целью учета современных требований и содержания обновленных дополнительных образовательных программ, в том числе по организации летнего отдыха и оздоровления детей;
- разработать рекомендации по оценке качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей на основе обобщения опыта субъектов Российской Федерации;
- подготовить рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, их структуре и содержанию;
- провести изучение, анализ и принять меры по распространению наиболее эффективных практик в реализации сетевого взаимодействия учреждений общего образования и дополнительного образования детей, а также межведомственного взаимодействия образовательных организаций в сфере дополнительного образования, музеев, других учреждений культуры и спорта;
- разработать рекомендации по созданию пилотных площадок с целью распространения лучшего опыта работы в сфере дополнительного образования;
- развивать практику проведения конкурсов, направленных на повышение профессионального мастерства педагогических работников системы дополнительного образования детей (Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ, Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей);
- оптимизировать и совершенствовать ежегодный Календарь всероссийских массовых мероприятий с обучающимисяс учетом всех направлений образовательной деятельности в системе дополнительного образования детей.
Органам государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования:
- предусматривать при реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в части дополнительного образования детей меры по повышению социального статуса педагогов дополнительного образования детей, привлечению в эту сферу молодых специалистов, поддержке педагогов, работающих с талантливыми детьми;
- разработать проекты типовых уставных документов образовательных организаций дополнительного образования;
- создать региональные межведомственные координационные советы по развитию системы дополнительного образования детей;
- разработать и внедрить систему независимой оценки качества образовательных услуг, предоставляемых организациями дополнительного образования детей;
- разработать рекомендации по применению эффективного контракта для руководителей и педагогических работников учреждений дополнительного образования;
- обеспечить разработку технологий, процедуры изучения и формирования социального заказа на услуги дополнительного образования детей для уточнения и определения объемов и структуры государственных (муниципальных) заданий учреждениям дополнительного образования детей;
- способствовать созданию региональных ресурсных центров по развитию системы дополнительного образования детей и единого регионального информационного ресурса в сети Интернет по обмену педагогическим опытом;
- актуализировать перечни региональных мероприятий с обучающимися, приводя их в соответствие с Календарем Всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, ежегодно формируемым Министерством образования и науки Российской Федерации.
Профсоюзу работников народного образования и науки Российской Федерации:
- совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации провести в 2014 году Всероссийский съезд работников дополнительного образования детей;
- принять активное участие в подготовке предложений к разрабатываемой Министерством образования и науки Российской Федерации Концепции развития дополнительного образования детей (совместно с Минкультуры России, Минспорта России, Минтрудом России), а также к комплексу мер по поддержке развития региональных систем дополнительного образования детей в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2011 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и от 21.06.2011 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- подготовить предложения совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации по комплексному решению проблемы повышения уровня государственных гарантий по оплате труда педагогических работников дополнительного образования детей, включая утверждение Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам работников, увеличение постоянной (гарантированной) части их заработной платы в целях усиления мотивации к обновлению содержания и повышению качества образовательных услуг населению в сфере дополнительного образования детей;
- совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации определить и осуществить меры по разработке методических рекомендаций и апробации профессиональных стандартов в сфере дополнительного образования детей;
- совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации определить и осуществить меры по разработке методических рекомендаций и апробации профессиональных стандартов педагогической деятельности в сфере дополнительного образования детей;
- осуществлять действенный контроль за выполнением в субъектах РФ целевых показателей повышения оплаты труда педагогических работников дополнительного образования детей на основе статистического наблюдения, проводимого Росстатом и обобщения результатов регулярного мониторинга, проводимого региональными организациями Профсоюза;
- создать Совет по вопросам дополнительного образования детей при ЦС Профсоюза консолидации усилий педагогических работников, научного сообщества и родительской общественности и разработки системы мер для качественного обновления деятельности системы дополнительного образования детей.
Советам (ассоциациям) родителей, иным заинтересованным общественным организациям, представителям средств массовой информации:
- обратить внимание на необходимость участия в формировании социального заказа на услуги дополнительного образования детей, в оценке качества услуг, предоставляемых организациями дополнительного образования детей.
Участники Конференции отметили положительный эффект обсуждения вопросов и рекомендовали сделать проведение подобных форумов ежегодным.
Резолюция принята
4 декабря 2013 года