Современный человек является «визуалом» и предпочитает воспринимать информацию преимущественно в виде изображений, а количество альтернативных коммуникационных возможностей настолько велико (изображение, кино, телевидение, радио, интернет и т.д.), что ему проще бросить читать на полпути сложный текст, чем дочитывать дальше. Удержать его поможет лишь интерпретация части текстовой информации в визуальную.
Фоторепортаж является незаменимым источником информации в СМИ. Фотоаппарат с большой точностью фиксирует реальность, следовательно, фоторепортаж – воспроизведение подлинных фактов, действительных событий. Однако Анри Картье-Брессон, выдающийся мастер репортажа XX столетия, упорно настаивал: «...факт сам по себе неинтересен. Интересна точка зрения, с которой автор к нему подходит». Фоторепортаж – это не прямая передача определённой действительности, интерпретируя факт в соответствии с точкой зрения, фотограф делает кадр носителем своих собственных чувств и представлений, переживаний. «Действительность предлагает нам огромное обилие сюжетов, и надо уметь выбрать главное, надо всегда стремиться, чтобы в видоискатель попало то, что наиболее ярко выражает какое-то явление действительности... Мы наблюдаем и помогаем другим увидеть и познать в самых обычных фактах мир, который нас окружает».
Репортажный снимок очень часто не становится художественным произведением, а выполняет лишь информационные функции. Неудачная композиция, неумелое использование основных изобразительных средств фотографии могут полностью погубить снимок даже при наличии очень интересного материала. Для того чтобы в красивых «картинках» рассказывать о деятельности Центра детского творчества, педагоги изучили принципы построения кадра с помощью изобразительных приемов и технических средств фотографии.
Пригодятся нашим педагогам и советы начинающим фоторепортерам:
1. Прежде всего, надо думать, для чего снимаешь данное событие и как ты хочешь его объяснить фотографически, а еще какую идею ты закладываешь в съемку. Ведь нельзя же просто так бездумно нажимать на кнопку, это будет выброшенное на ветер время.
2. Фоторепортер должен ловить, жадно фиксировать явления сегодняшнего дня; его работа должна уподобляться жизни бабочки-однодневки, собирающей от сегодняшнего дня все яркое, выдающееся, замечательное.
3. Если вам надо снять репортаж с открытия новой кондитерской, не снимайте просто пирожные, снимите людей, которые едят пирожные.
4. Снимая портреты людей, старайтесь снять их на фоне интерьера. Это больше скажет о человеке, чем просто крупное лицо.
5. Фотографии в фоторепортаже не могут быть постановочными. Не просите людей делать что-то в кадре, как телеоператоры. У фотокорра и оператора разные задачи.
6. Никогда не снимайте людей на фоне окна. В исключительных случаях это возможно, но только при наличии очень хорошей оптики.
7. Не должно быть чего-то более яркого, чем объект, который вы хотите снять. Всегда хорошо смотрится маленькое на фоне большого.
8. Правило равновесия: если одна часть фотографии утяжеляет ее, то вторая часть должна быть легкой.
9. Когда снимаете детей и животных, снимайте на уровне их глаз.
10. Фоторепортаж должен состоять хотя бы из 7 фотографий.
11. Подписи к фотографиям: если к фоторепортажу сделаны осмысленные подписи, то необходимость в большом тексте отпадает.
12. Смотри на мир глазами ребенка, как будто ты видишь это все в первый раз.
Гатилова Ульяна Александровна, методист по информационной и редакционно-издательской деятельности.